От партнеров


Заказать работу


От партнеров


Счетчики

На данном сайте собрана коллекция ссылкок на документы: аналитические статьи, рефераты, книги, ГОСТЫ, авторефераты диссертаций, статистичесткие данные, маркетинговые исследования, бизнес-планы...

Статистика наиболее популярных поисковых запросов ...
Раздел

Научные статьи и авторефераты диссертаций по истории и культуре

СсылкаСкачать в архиве
Оригинальное название

Гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития как необходимое условие укрепления здоровья студентов и подготовки квалифицированных специалистов [Электронный ресурс] / Ж.Л. Козина, В.С. Ашанин // Физ. воспитание студ. творч. спец. — 2007. — N 1. — С. 152-157. — Библиогр.: 12 назв. — рус.

Сокращенное названиеГармоничное сочетание интеллектуального и физического развития как необходимое условие укрепления здоровья студентов и подготовки квалифицированных специалистов

ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Козина Ж.Л. Ашанин В.С.

Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды

Харьковская государственная академия физической культуры


Аннотация. В статье раскрыты результаты аналитического обзора проблемы необходимости гармоничного развития
студентов, связи интеллектуального и физического аспектов образования, проблемы необходимости укрепления
здоровья студентов.

Ключевые слова: образование, физическое развитие, интеллектуальное развитие, здоровье, студенты,
профессиональная подготовка.

Анотація. Козина Ж.Л. Ашанин В.С. Гармонічне сполучення інтелектуального й фізичного розвитку студентів як
основа підготовки кваліфікованих фахівців. У статті розкриті результати аналітичного огляду проблеми
необхідності гармонічного розвитку студентів, зв'язку інтелектуального й фізичного аспектів освіти, проблеми
необхідності зміцнення здоров’я студентів.

Ключові слова: освіта, фізичний розвиток, інтелектуальний розвиток, здоров'я, студенти, професійна
підготовка.

Annotation. Kozina Z.L. Ashanin V.S. Harmonious combination of intellectual and physical development of
students as a basis of preparation of the qualified experts. Results of the analytic review of a problem of
harmonious development of students are opened. Communications of intellectual and physical aspects of
education. Problems of strengthening of health of students.

Key words: education, physical development, intellectual development, health, students, vocational training.


Введение.

Повышение умственных и психических нагрузок без оптимальной их компенсации физической активностью приводит к
существенному ухудшению общего состояния здоровья, что, в свою очередь, сказывается и на профессиональной
подготовке [1,3].

Среди учащейся молодежи особое место занимают студенты. Это именно тот контингент, для которого характерны
большой объем работы, требующей высокой концентрации, внимания, памяти, кропотливости. Как известно, такой вид
умственной работы является одним из наиболее утомительных, и, естественно, должен гармонично сочетаться с
двигательной активностью, дающей достаточную нагрузку как на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, так и
на опорно-двигательный аппарат [2,3,6].

Вопрос построения учебного процесса в вузах в целом, и по физическому воспитанию, в частности, с учетом их
специфики и психологических особенностей студентов в настоящее время практически не разработан, и поэтому
выбранное направление исследований является своевременным и актуальным.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.


Формулирование целей работы.

На основе анализа литературы и аналитической работы выявить состояние решения проблемы необходимости
гармоничного развития студентов.

Методы исследования: анализ научной литературы, педагогические наблюдения, методы анализа и синтеза.

Результаты исследования.

Анализ литературных данных и собственные аналитические наблюдения показали, что современный мир требует не
только высокой физической подготовки, но и развития психики и интеллекта [2,5,7]. К высотам мирового значения
практически во всех областях доходят люди с высокими показателями как физического состояния, так и интеллекта
и психических способностей. Поэтому и развивать физические качества надо наравне с умственными и
психическими.


Гармоничное развитие как основа здоровья студента. При рассмотрении будущей профессиональной деятельности
человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья и уровень физической активности. Коэффициент
полезного действия использования здоровья в США (имеется в виду социальная деятельность) составляет примерно
20% [6,9]. В России сегодня такая достаточность здоровья соответствует работающим в 3 - 5% случаев [9]. При
этом отмечается, что речь в данном случае должна идти не просто о достаточности здоровья с точки зрения
долгожительства и больничных листов, а о его эффективности, когда врожденные качества индивида (гуманитарные,
математические и др.) соответствуют тому предложению, которое позволяет существенно или полностью восстановить
трату физического, биологического, психологического здоровья, использованного для выполнения трудовой или
социальной деятельности.



Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая
необходимость связи интеллектуального, социального и физического развития студентов, В.С. Макеева [10,11]
отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных
навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое
здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной
структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений.



Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия
нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном [10,11]. На первый план в трактовке
здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие
взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом одни авторы обращают
внимание на то, что здоровье является "наиболее важным" из аспектов профессионализма [9,10], другие, что оно
отражается в "психофизической готовности специалиста" и состоит из следующих компонентов: достаточной
профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей
организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и
интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в
достижении цели [4].


Анализ научной литературы [1,2,4], посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за
последние годы она стала еще более актуальной.

По многочисленным научным данным [6,7] в последние время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья
населения и в том числе студенческой молодежи. В 1991-2001 годах численность населения сократилась на 2,5
миллиона вследствие превышения смертности над рождаемостью. За последнее десятилетие рождаемость населения
уменьшилось на 35%, смертность на 18.6%.

В течение последнего десятилетия средняя продолжительность жизни мужчин сократилась на 2,4, у женщин на 0,9
лет. Разница продолжительности жизни на Украине и в странах Западной Европы составляет для мужского населения
12,8 лет, для женского 7,8 лет.

В Целевой комплексной программе «Физическое воспитание – здоровье нации» на Украине более 90% детей,
школьников и студентов имеют от поколения к поколению в состоянии здоровья, более 50% -неудовлетворительную
физическую подготовленность. В работах [2,4,6] отмечается, что количество студентов специальной медицинской
группы увеличилось с 10 до 20 - 25%, в некоторых вузах достигает 40% и по прогнозам к 2008 году может
достигнуть 60% от общего количества студентов [1,6]. За время обучения в вузе здоровье студентов не
улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение [8,9].


Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими показателями:
высокий уровень - 1,8%; средний - 7,7%; низкий - 21,5%; очень низкий - 69% [4,9].


Смотрите также:
© 2007-2019