От партнеров


Заказать работу


От партнеров


Счетчики

На данном сайте собрана коллекция ссылкок на документы: аналитические статьи, рефераты, книги, ГОСТЫ, авторефераты диссертаций, статистичесткие данные, маркетинговые исследования, бизнес-планы...

Статистика наиболее популярных поисковых запросов ...
Раздел

Научные статьи и авторефераты диссертаций по гуманитарным наукам

СсылкаСкачать в архиве
Оригинальное название

Экономическое положение православной церкви в Крыму в первой половине XIX в.

Сокращенное названиеЭкономическое положение православной церкви в Крыму в первой половине XIX в.

Сухарев М.В.

Экономическое положение православной церкви в Крыму в первой половине XIX в.


После переселения в 1778 г. из Крыма в Приазовье значительной части христианского населения полуострова (в
основном греков и армян) и Готфского православного митрополита Игнатия христианство в Крыму пришло в полный
упадок. В 1783 г. на территории Крыма действовало только два православных прихода


Катунин Ю.А. Взаимоотношения ислама и христианства в Крыму в конце XVIII - первой половине XIX вв. //
Проблемы материальной и духовной культуры народов Крыма и Северного Причерноморья от античных времен до наших
дней. Материалы I научных чтений. 14-15 ноября 1996 года. Симферополь, 1996. Стр. 37.. Возрождение
христианства в Тавриде связано с переселением сюда в конце XVIII в. так называемых «албанских»
(«балаклавских») греков, получивших на это разрешение российского правительства. В первой половине XIX в. в
Крыму увеличился удельный вес русских переселенцев. Освоение Крыма русскими (восточными славянами) и греками
способствовало распространению православия в этом преимущественно татарско-мусульманском регионе.

Крымское православие столкнулось с определенными административно-организационными трудностями. В 1800 г. была
ликвидирована Феодосийская епархия. Крымские приходы были напрямую подчинены Новороссийской (с 1804 г. -
Екатеринославской) епархии, в составе которой находились до 1837 г. В период с 1837 по 1859 гг. крымские
православные храмы находились в подчинении Херсонской епархии. Кафедра Херсонского архиепископа располагалась
в Одессе. Управлять деятельностью крымских приходов из Екатеринослава или Одессы было значительно труднее, чем
из Феодосии. Екатеринославские и херсонские архиепископы уделяли явно недостаточное внимание развитию
крымского православия. Это выразилось прежде всего в слабой материальной поддержке крымских приходов, которые
в большинстве своем были бедными.

Каждая епархия Русской православной церкви имела в своей структуре особые инстанции управления и церковного
суда - православные духовные правления. Духовное правление ведало православными приходами на определенной
части территории епархии, подчиняясь епархиальной духовной консистории. В 1800-1804 гг. крымские приходы
входили в состав Перекопского духовного правления, а с 1804 по 1859 гг. - Симферопольского духовного
правления.

На основе архивных материалов можно проследить динамику роста численности действующих православных храмов в
Крыму в первой половине XIX в. В 1804 г. в Крыму действовало 18 храмов

Государственный Архив Автономной Республики Крым (ГААРК). Ф. 134. Оп. 1. Д. 50. Л. 6-7., в 1834 г. - 23
храма

ГААРК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 19. Л. 2., в 1837 г. - 27 церквей

ГААРК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 20. Л. 6-57., в 1848 г. - 48 церквей

ГААРК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 35. Л. 3-5.. Как видим, в период с 1783 по 1804 гг. благодаря усилиям греков и
первых русских поселенцев в Крыму было освящено 16 храмов. Последующие 30 лет (1804-1834 гг.) характеризуются
«застоем» крымского православия. В среднем каждые 6 лет появлялась лишь одна новая церковь. В 1834-1848 гг.
наблюдается иная тенденция: за 14 лет было освящено 25 храмов, что свидетельствует об укреплении позиций
православия на полуострове.

В 1837 г. основным источником существования причтов большинства таврических приходов являлись кошельковые
подаяния прихожан, которые по Крыму за этот год в сумме составили 7493 руб. 37 коп

ГААРК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 20. Л. 6-57.. Кошельковые сборы взимались с прихожан за совершение церковных
таинств. Некоторые богатые меценаты из числа помещиков, офицеров, купцов, государственных служащих вносили
добровольные пожертвования на содержание тех или иных приходов. В 1837 г. услугами таких жертвователей
пользовались причты 6 крымских церквей, получив в общей сложности от них 2802 руб. 81 коп

Там же.. Наконец, 3 церкви (Иоанна Предтечи в Керчи, Николаевская в Бахчисарае и Ильинская в Карасубазаре)
имели определенный доход от сдачи в аренду собственных лавок, составлявший в сумме 2274 руб. 81 коп

Там же.. Самым богатым крымским храмом в 1837 г. и по кошельковым сборам, и по добровольным подаяниям, и по
доходам от аренды являлась церковь Иоанна Предтечи в Керчи. В церковную кассу за год поступило 4478 руб. 84
коп

Там же. Л. 57..

19 ноября 1848 г. Симферопольское духовное правление направило в Херсонскую духовную консисторию документ,
отражающий материальное положение крымских храмов

ГААРК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 35. Л. 3-5.. Из содержания документа следует, что осенью 1848 г. в Крыму действовало
48 православных храмов. 9 из них не имели причта, богослужения в них проводились нерегулярно. К таковым
церквам относились кладбищенские, домовые и при некоторых заведениях. Поэтому постоянно действующими в 1848 г.
следует считать 39 православных храмов.

Как и в 1837 г., причт большинства крымских церквей получал содержание за счет кошельковых сборов. Но это был
далеко не единственный источник доходов для священно- и церковнослужителей. Причт 6 церквей получал
государственное жалование по штатам, составленным Синодом Русской православной церкви. При этом три церкви
имели по 96 руб. в год каждая, три церкви - по 150 руб. (в сумме 738 руб.). 9 православных приходов получали
денежную помощь из местной казны [(1167 руб. 11 коп. - в скобках приводится общая сумма за год). 5 церквей
пользовались добровольными пожертвованиями князей, помещиков, купцов и офицеров (604 руб. 30 коп.)]. 3 храма
финансировались за счет средств ведомств и заведений (1188руб.).

7 церквам были отведены земельные угодья (157 десятин). Две церкви имели по 5 десятин, одна церковь - 15
десятин, четыре церкви - по 33 десятины. Ни один причт «не кормился» только от земли. Варианты поступления
доходов могли быть следующие: от прихожан и от земли, от казны и от земли, по штатам и от земли и т.д. 2
православные церкви (Покровская в Качинской долине и Покровская в Судаке) имели содержание благодаря
принадлежавшим им виноградникам. Покровская церковь в Судаке в 1848 г. выручила 284 руб. 85 коп. от продажи
винограда и вина.

Симферопольское духовное правление отмечает в документе, что причту 26 церквей необходимо назначить штатное
жалование или повысить уже имеющееся. Это свидетельствует о том, что две трети постоянно действующих крымских
приходов в середине XIX в. испытывали материальную нужду. Причина бедности кроется не только в слабой помощи
или ее отсутствии со стороны Херсонской духовной консистории и иных государственных структур. По сведениям
Симферопольского духовного правления, 22 крымских храма имели малое количество прихожан. Даже приход главного
губернского Александро-Невского собора в Симферополе был малочисленным. Если учесть к тому же, что большинство
прихожан имело очень скудные денежные средства, то становится ясным, что кошельковые сборы - основной источник
существования церковнослужителей - не могли быть значительными. В этих условиях духовенство испытывало
всевозможные лишения.

Более благополучно обстояли дела с обеспечением духовного правления. 9 ноября 1803 г. из Новороссийской
(Екатеринославской) духовной консистории в Перекопское духовное правление поступил указ, в котором говорилось:
«...позволить собирать... в год со всего причта по числу приходских дворов с каждого по две копейки»

ГААРК. Ф. 134. Оп. 1. Д. 50. Л. 1.. На один двор приходилось по четыре души мужского пола. Таким образом,
прихожане облагались своеобразным церковным налогом. Все собранные дворовые деньги поступали в Перекопское
духовное правление. Деньги шли в том числе и «на прибавку приказным служителям и сторожам жалованья»

Там же.. В 1804 г. из всей Таврической губернии в Перекопское правление поступило 52 руб. 33 коп. дворовых
сборов. В Крыму было собрано 27 руб. 33 коп., в материковых уездах Таврии - 25 руб. Эти данные говорят о том,
что в 1804 г. в Крыму проживало больше православных верующих, чем в Северной Таврии. Впоследствии мы наблюдаем
обратную картину. Из поступивших же в Перекоп 52 руб. 33 коп. примерно четвертая часть (13 руб. 64,5 коп.)
направлялась в Екатеринослав на содержание тамошней духовной консистории. Оставшаяся сумма использовалась
духовным правлением.

При сборе дворовых денег в Крыму возникали определенные трудности. О них, к примеру, сообщает в рапорте от 2
декабря 1803 г. настоятель Севастопольской Петропавловской церкви иеромонах Григорий

Там же. Л. 14.. Ему было поручено собрать дворовые деньги с сельских греческих церквей Юго-Западного Крыма и
переправить их в Перекопское духовное правление. Григорий пишет, что ему крайне трудно собирать деньги с
Аутской, Камаровской, Мангушской, Лакской и Кер-менчикской церквей. Эти селения расположены далеко от
Севастополя, туда тяжело добираться в зимнее время, почтовое сообщение отсутствует. Григорий жалуется также на
недобросовестность некоторых священников при выплате ими полагающихся податей: «...на сих днях прислал только
от Аутского священника двенадцать только пар турецкой монеты, а своих и вовсе не прислал.., хотя и

Смотрите также:
© 2007-2019